Противодействие допингу в спорте
РОЛЬ ТРЕНЕРА В АНТИДОПИНГОВОЙ ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНА
Многообразие профессиональных обязанностей и широкий диапазон педагогических задач, решаемых тренером, предъявляют повышенные требования к его деятельности и личности. При поверхностном знакомстве с работой тренера в спорте может показаться, что речь идет только о подготовке спортсменов к выступлениям на соревнованиях различного ранга.
Задача тренера – это не только спортивные достижения спортсмена, но и воспитание всесторонне развитого, образованного человека, способного к использованию культурного достояния общества и саморазвитию. важная особенность деятельности тренера заключается в том, что он должен большое внимание уделять формированию личности спортсменов средствами физической культуры и спорта, в том числе и неприятия допинга спортсменом.
Тренер должен:
знать и соблюдать антидопинговую политику и правила, которые применимы к нему или спортсменам, с которыми он работает;
сотрудничать при реализации программ тестирования спортсменов;
использовать свое влияние на спортсмена, его взгляды и поведение с целью формирования атмосферы нетерпимости к допингу;
Сотрудничать с Антидопинговыми организациями при расследовании нарушений антидопинговых правил;
не использовать и не обладать какими-либо запрещенными субстанциями или запрещенными методами без уважительной причины;
информировать НАДА и свою международную федерацию о любом решении организации, не подписавшей Кодекс, о том, что он или она нарушили антидопинговые правила в течение предыдущих десяти лет.
Антидопинговая работа со спортсменами должна быть направлена на решение следующих задач:
формирование ценностно-мотивационной сферы, в которой допинг как заведомо нечестный способ спортивной победы будет неприемлем;
опровержение стереотипного мнения о повсеместном распространении допинга в большом спорте и невозможности достижения выдающихся результатов без него, а также о том, что допинг способен заменить тренировочный процесс;
раскрытие перед занимающимися спортом молодыми людьми тех возможностей для роста результатов, которые дают обычные тренировочные средства, а также психологическая подготовка (развитие стрессоустойчивости, волевых качеств);
формирование у профессионально занимающихся спортом людей более широкого взгляда на жизненные и, в частности, профессиональные перспективы, где спорт будет не самоцелью, а лишь одной из ступенек на пути к достижению жизненных успехов;
воспитание ответственности, привычки самостоятельно принимать решения и прогнозировать их возможные последствия, избегание перекладывания ответственности на третьих лиц;
пропаганда принципов честной игры, отношения к спорту как к площадке для честной конкуренции и воспитания личностных качеств;
повышение в глазах начинающих и профессиональных спортсменов ценности здоровья и пропаганда отношения к спорту как к способу его достижения, а не как к площадке для самоутверждения, где нужно побеждать любой ценой.
Мы занимаемся спортом, чтобы иметь возможность показать наши уникальные таланты, поделиться ими, завести друзей и получить удовольствие. Дух справедливой игры дает для этого возможность. По мере взросления и улучшения спортивных результатов вполне вероятно, что спортсмена будут тестировать на наличие допинга. Цель организации этих тестов заключается в сохранении спортивного духа за счет выявления обманщиков.
Спорт – это самовыражение и реализация собственного уникального потенциала. Чтобы достичь успеха в спорте, нужно правильное отношение, тренировка, время и усилия. Всегда достаточно только проявить себя в самом лучшем виде и спортсмена будут оценивать по его выступлению, а не только по результату. Поэтому важно научить спортсменов уважать себя и других (спортсменов, судей/рефери и официальных лиц), соблюдать правила соревнования и чистого спорта, быть вежливым не только после победы, но и после поражения, получать удовольствие не только от победы, но и от того, что он является частью действия.
Спорт означает намного больше, чем только победа, и для того, чтобы спорт мог выжить, как позитивный, достойный вид деятельности, важны честность, сотрудничество и мужество.
Факторы риска применения допинга:
ориентированность только на результат;
несдержанность, неуважение к руководству;
низкая ориентация на выполнение задач;
раздражительность от полученных результатов;
склонность к обману;
готовность использовать запрещенные методы или субстанции, если они обеспечат успех в спорте;
убеждение, что все остальные используют допинг;
непонимание вредных последствий допинга;
восхищение достижениями известных спортсменов уличенных в применении допинга.
Периоды, когда спортсмен наиболее подвержен применению допинга
Обстоятельства, связанные с карьерой:
излишнее внешнее давление на улучшение результата;
перетренированность или недостаточное время для восстановления;
восстановление после травмы;
отсутствие или недостаточность сдерживающих факторов (таких, как допинг-контроль, суровые санкции и т.д.);
особенности вида спорта (весовые категории, выносливость, показатели скорости или силы);
нехватка ресурсов (доступа к квалифицированным специалистам, тренерам, информации и технологиям спортивной подготовки).
Временные ситуации:
возвращение после травмы;
неудачный результат соревнования;
деградация личных отношений (с родителями, сверстниками и т.д.);
эмоциональная неустойчивость, вызванная переходными периодами (половое созревание, поступление в ВУЗ, прекращение учебы, смена места жительства, разрыв отношений, смерть близких и др.);
предстоящие события, влияющие на карьеру (набор в команду, крупные соревнования и т.д.);
снижение или неизменность результативности.
Что должно насторожить тренера:
самолечение, увлечение алкоголем и/или табаком;
повышенный интерес к БАД;
доверие информации из недостоверных источников;
посещение любительских спортзалов, где возможно применяют стероиды;
постановка нереальных целей.
ПОМНИТЕ!
Спортсмен несет ответственность за все, что находится в его организме
НО
ТРЕНЕР НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СПОРТСМЕНА!